История валенок. Валенки – модные тенденции В зависимости от региона России

В алены, катанки, самокатки, чесанки, валенухи, валежки - как только не называют обувь из овечьей шерсти в России! Но привычной зимней обувью валенки были не всегда: некогда предмет роскоши в крестьянских семьях носили «в очередь», давали в приданое невестам и даже передавали из поколения в поколение. Вспоминаем интересные факты из истории валенок вместе с Натальей Летниковой.

Первые валенки на Руси . Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая . Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними - в годы монголо-татарского ига - валенки появились в русских деревнях и городах.

От штучного товара - до валяльных фабрик . В XVI–XVII веках валенки валяли в Сибири и нескольких северных областях. Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго. Голенище валяли отдельно, а затем пришивали к коротким чуням или пимам - так называли в Сибири короткие шерстяные ботиночки. Цельную обувь научились мастерить в Семеновском уезде Нижегородской губернии в XVIII веке. В деревнях валенки оставались дорогой и ценной обувью - иногда они были одни на всю семью.

Промышленным способом валенки стали изготавливать лишь столетие спустя. В России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной - и в городе, и в деревне.

Мода из царского дворца . До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I : он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

Русские валенки - медалисты международных выставок . В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес - как и русские пуховые платки .

Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции - в 1919 году в Париже.

Валенки на модных подиумах . С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

Валенки в российских музеях . В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны . На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина - шпоры.

Арт-объект «Русский размер» . Самый большой валенок в мире - высотой в шесть метров - сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти. На установку шерстяного памятника на набережной Обводного канала понадобилось три дня, его собирали из частей прямо на месте. Войти в арт-объект можно было через специальный вход в пятке, внутри могли поместиться три взрослых человека.

Прежним рекордсменом был валенок из Кинешмы высотой 168 сантиметров. Хранится он в кинешемском Музее валенок.

Валенки (пимы) - традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу.

Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами . В местностях с суровой зимой валенки подшивают войлоком, используя как материал голенища от старых валенок. Также выпускаются обрезиненные валенки. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого и белого цветов, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви).

История

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.

Напишите отзыв о статье "Валенки"

Примечания

Литература

  • Обувь валяная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М .: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валенки

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.

Сегодня магазины обуви представляют нам огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого. Но есть особенный вид зимней обуви, который носили даже в давние времена. Что же это? Конечно, теплые русские валенки!

Делают их из овечьей шерсти, которую подвергают специальному процессу валяния. Валенки носят зимой, когда снег на улице сухой, если же сыро, то на них надевают галоши, которые защищают сами валенки и ноги.

Считается, что эти войлочные сапоги — исконно русская обувь. Но на самом деле валенки являются традиционными для евразийских народов. История создания валенок начинается еще 2,5 тысячелетия назад. Именно тогда в горном Алтае были найдены первые войлочные изделия. Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».

Массовое производство, как гласит история возникновения валенок, началось в России только в XVIII веке. Произошло это в городе Мышкин, до нашего времени там сохранился музей валенок. Технология создания впервые предусматривала возможность валяния сапог целиком с голенищем. С тех пор эта обувь и стала такой популярной на Руси. По всей стране открылись мастерские, специализирующиеся на изготовлении валенок, а в крупных городах появились заводы по их производству.

Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера. Особым признаком качественной обуви, который удивлял многих, считается ее бесшовность. Сапог является монолитным изделием, и лишь только для большей износостойкости может быть прикреплена резиновая подошва.

У валенок за их многолетнюю историю появилось множество различных названий, например, как валенцы, чесанки и катанки. К тому же эта обувь была доступна только для богатых людей. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Шерстяные сапоги к тому же требуют особого ухода, поэтому за ними всегда следили, чтобы как можно дольше они могли прослужить своему владельцу, и даже переходили из поколения в поколение.

Валенки считаются полезной обувью. Дело в том, что овечья шерсть, из которой сделан сапог, впитывает и испаряет влагу, а это положительно действует при болях в ногах, судорогах или для людей, страдающих ревматизмом. Ноги в них дышат, а стопы не деформируются. Может и правда стоит носить валенки?

Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами. Так что есть предпосылки к тому, чтобы все вновь начали носить эту удобную и полезную традиционную обувь.

“Валенки - род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки - так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

В начале недавно ушедшего XX века валенки были очень распространены, чему способствовала прежде всего их относительная дешевизна. Однако цены на валяную обувь существенно падают лишь с развитием валяльно-войлочного производства. До этого времени вручную свалянная обувь не относилась к разряду дешевой. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром - немалые по тем временам деньги. Неслучайно в деревнях в валенках ходили лишь зажиточные крестьяне, обычная же крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили “в очередь”.

Сегодня в Москве и в других крупных городах валяная обувь не популярна (лишь для малышей на прогулках многие родители предпочитают легкие и теплые валеночки). Ее вытеснили элегантные зимние ботинки и сапоги. И вправду современная городская жизнь мало подходит для

Валенок. Чтобы пройти от машины к подъезду или от автобусной остановки до метро, валенки не нужны. Но столичный житель конечно же вспомнит про них, собираясь зимой на дачу или на рыбалку. Лучшей обуви для таких целей не найти! А в сельской местности, где люди подолгу бывают на улице, где слабо развит общественный транспорт, теплые, недорогие и удобные валенки - как и прежде, в ходу.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова - колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

В предыдущих статьях, посвященных истории обуви, я уже говорил, насколько малочисленны письменные источники, способные помочь в изучении материальной культуры. Главная роль здесь отводится археологическим раскопкам. Именно благодаря археологии мы знаем, что человек очень давно научился выделывать войлок. Еще в эпоху развития кочевого скотоводства человек понял ценные качества овечьей шерсти и стал активно ее использовать. Наиболее ранние находки войлока относятся к скифскому периоду - вещи из него обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов в горном Алтае, время сооружения которых ученые относят к IV веку до н. э. Уникальные условия вечной мерзлоты сохранили множество предметов того времени, в том числе изделия из кожи и войлока. В древности войлоком обтягивали походные дома - юрты, из него делали головные уборы, одежду, ковры и еще множество вещей.

При раскопках влажного, гумусированного слоя средневекового русского города, как правило, находят большое количество фрагментов кожаной обуви, даже остатки лаптей, обрывки шерстяных тканей. Нередко встречаются войлочные стельки или просто куски войлока, но чего-либо похожего на войлочную обувь найти пока не удалось.

В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки - причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005 г.)

Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть - летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей - травинок, колючек - и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” - добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви - катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием - для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

В Музее валенок собраны авторские работы, демонстрирующие невероятную фантазию художников - валенки в виде мухоморов, часов с кукушкой, самолета, паровоза и даже клетки с попугаем. Такие экзотические модели реабилитируют валяную обувь, которая вошла в поговорки как символ простоты.

Редакция благодарит Музей валенок в Москве за предоставленную возможность сделать снимки некоторых экспонатов.

Описание иллюстраций:
Фрагмент скифского войлочного ковра, найденного в одном из курганов Пазырыка (Восточный Алтай). Ковер размером в 30 квадратных метров был изготовлен в V-IV веках до н.э. Следовательно, более простой войлок умели делать уже в более глубокой древности.

Откуда валенки пошли

“Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти - ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища - кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь - подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.

Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор - засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.

Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

За последние десятилетия валенки стали менее популярными из-за превращения русских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.

Однако сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров становятся актуальным объектом творчества.

Мода на валенки

Действительно, в последние несколько лет валенки приобретают статус модной обуви, а валяльные фабрики, не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают, разумеется, в валенках. В валенках на резиновой подошве, на липучке, на молнии и на шнуровке.

В валенках с золотым шитьем и меховой оторочкой. В валенках с симпатичными аппликациями и уморительными помпонами. В валенках, отделанных гобеленом, разузоренных бисером и усыпанных стеклярусом. В брутальных валенках в стиле милитари и в элегантных, перевязанных лентами на манер балеток, валеночках на каблучке. В валенках самых немыслимых моделей и самых феерических расцветок.

Валенки появляются и в коллекциях знаменитых кутюрье. Например, в коллекции осень-зима 2009 Вячеслава Зайцева.

«Валенки, валенки, ой да не подшиты, стареньки» - под эту русскую песню Вячеслав Зайцев дает твердый отпор новомодным западным угги. Его валенки ничем не хуже, даже разнообразнее и симпатичнее, чем западные меховые писки моды. В этом очередной раз убедились его коллеги и гости выставки Collection Premier Moscow.

Модели в валенках задорно пританцовывали в такт русской песне, заигрывали друг с другом и вообще вели себя на подиуме на редкость расковано, придавая показу коллекции «Валенки» особое очарование.

Одежда тоже под стать - русский стиль. Современным модницам иметь в гардеробе полушубок, высокую формованную шапку а-ля боярыня Морозова и любую вещь с имитацией традиционной росписи (хохлома, жостов, городец) просто необходимо. И дополнить все это великолепие валенками от Зайцева.

О пользе валенок

Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.

· Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах

· Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.

· Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.

· Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.

· Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.

· Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

· Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.

· Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.

· А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. Вся хитрость в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу. При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.

Как делают валенки

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.

Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать - валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

Так делают валенки вручную. Но в 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:

Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.

Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.

Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар.

Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. Весь процесс производства валенок на этой фабрике представлен в фильме.

Описание для тех, кто не хочет смотреть фильм.

Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.

Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.

На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.

Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.

Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.

Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.

Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.

Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.

Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.

Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.

Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары. Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке. Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.

Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации. Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии (действительно - проверено несколькими зимами, у меня у всей семьи такие валенки).

В отделочной мастерской рукодельницы вручную вышивают на валенках различные узоры, фигурно обрезают голенища, продевают шнурки, пришивают мех. Благодаря замыслу дизайнера и умению швеи, готовые изделия приобретают нарядный и стильный вид (есть очень красивые валенки!! - у меня с искусственным мехом, детские - с тесьмой, очень красиво!).

Музей «Русские валенки» в Москве

Музей открыл свои двери в декабре 2001 года, подарив своим первым посетителям по-русски разудалый праздник. Встречал гостей бурый медведь, танцевавший с валенками в лапах. Артисты фольклорного коллектива веселили народ частушками и вовлекали в весёлый хоровод.

Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими (современными и уже ушедшими в историю) фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».

При всё возрастающем интересе людей к своей национальной культуре, благодаря разнообразной деятельности, музей приобрёл популярность. Ежедневно музей посещают от 10 до 120 чел. Проводится до 30 экскурсий в месяц.

«Русские валенки» - это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок.

Ежегодно музей участвует в фестивале «Покупайте Российское» на ВВЦ, в празднике «Валенки на снегу» на Рублёвке, в «Ярмарке ремёсел» в Измайловском кремле.

С 2007 года музей является членом Международного Союза музеев ICOM.

Адрес музея: 113114, г. Москва, 2-ой Кожевнический пер., д.12.

Музей «Русские валенки» в Мышкине

Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году (Ярославская область), после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Выставка-продажа, проведенная в День Города как часть празднования, имела большой успех у жителей и гостей Мышкина.

Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству. Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овцы определенной породы. Серых романовских овец разводят здесь уже очень долго, их шерсть - теплая, густая - идеально подходящее сырье для валенок. Технология производства валенок практически не изменилась за всю свою историю - валенок буквально лепится из шерсти как из глины. Большая часть процесса требует ручного труда.

Среди экспонатов музея есть не только серые мышкинские валенки. Здесь найдутся валенки всех цветов, созданные в разнообразных стилях. Многие валенки украшены вышивкой, тесьмой, мехом - над некоторыми работали профессиональные дизайнеры. Имеются «модные модели» со шнуровкой или на платформе, а также валенки-коньки. Высота голенища также может быть самой разной. Есть валенки-игрушки с носами, глазками и ушами. При этом практически каждая пара валенок, представленных в музее, вполне пригодна для носки снежной морозной зимой.

Самый старый выставленный в музее валенок сделали еще в конце XIX века, и он отлично сохранился. Этот древний экземпляр лишний раз доказывает, что валенки - не только теплая, но и практичная прочная обувь. Конечно, для условий города валенки не очень подходят. В основном из-за агрессивных химических веществ, которыми посыпают и поливают городские дороги зимой. Но для зимних поездок за город валенки - идеальный вариант обуви.

В музее «Русские валенки» можно не только с удовольствием рассмотреть все экспонаты и узнать об их истории, технологии изготовления, но и купить пару для себя или своих близких, а также получить рекомендации по носке и хранению этой уникальной обуви. Гости музея довольно часто приобретают понравившиеся экспонаты, поэтому выставка постоянно меняется, обновляется.

Интересные факты про валенки

Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.

На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.

Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!

В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.

Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.

В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.

Пословицы, загадки и частушки про валенки

Валенки - исконно русская обувь. И в русском фольклоре достаточно загадок, пословиц и частушек, посвященных валенкам.

Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром - в школу,

Днём - домой.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки

В них мы бегаем зимой,

Утром - в садик,

Днём - домой!

Пословицы

С умного по шерстинке - дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел.

Частушки

Сидя на завалинке

Подшивал дед валенки.

К нему бабка подошла

Дедка бросил все дела.

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

Я частушки пропою

Про пимы да валенки

Гармонист мне подыграет

Сидя у завалинки.

А мне милый подарил

Пимы - самокаты,

Каждый вечер провожал

Он меня до хаты.

Эх, кто к нам идет

Широко шагает,

Рыжи валенки одел,

Чего-то воображает.

Мы не знаем как у вас

А у нас на даче,

Ходит в валенках народ

И не как иначе!

Глазки я свои накрашу

Губки ярко подведу,

Новы валенки обую

На свидание пойду.

Огонек в глазах сверкает

Знать душою молода!

В валенках зимой гуляю

Не берут меня года.

Хорошо гармонь играет

Душу рвет на части,

Я как валенки куплю

Забуду все несчастья.

Буду в валенках плясать

Это очень просто

Буду, девочки, гулять

Лет до девяносто.

Президент Медведев Дмитрий

Поступает очень хитро:

Летом туфли обувает -

Зимой в валенках шагает!

Сценарий "Праздника русского валенка" для дошкольников

Как самому свалять валенки

Мастер-класс Натальи Петровой (описание и фото) http://www.beadsky.com/felting.php?ln=ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: