Проект путешествие в мир камней. Исследовательская работа "путешествие в мир камней". Видео о красивых камнях из музея самоцветов

Тема: «Путешествие в мир камней»

Цели: продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; развивать у детей представления о ценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности

Обогащение словаря : природный, искусственный, облицовка, драгоценный.

Ход ОД

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ребята, о чём это стихотворение? (О камнях). Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали в этом году о камнях. А в этом нам помогут истинные знатоки камней- герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Кто скажет, как их зовут? (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). Сегодня гномы у нас в гостях.

А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели. В результате многочисленных исследований и поисковой работы у нас образовалась коллекция камней, которая хранится в нашем мини- музее «Удивительный мир камня». Вместе с гномами мы отправляемся туда.

Я гном по имени Понедельник люблю строить и всё знаю о камнях- строителях.). Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка (Ответы детей).

А из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня. Демонстрирует булыжник, известняк, ракушечник, песчаник.

Какой круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку? Интересно, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

- В республике имеются крупные месторождения молибдена и вольфрама, свинца, олова, меди, железной руды, золота, мышьяка, каменных и бурых углей, нефти, туфа, вулканической пемзы и пепла, известняков, гипса, огнеупорных и флоридиновых глин, гравий, щебень, мел.

Гном по имени Вторник увлекается драгоценными камнями . Всё своё время я посвящаю драгоценным камням. Я знаю о камнях все мифы, легенды, сказания. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию, коллекцию). В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. Из – за твердости его также применяют в приборостроении.

Я гном Среда - интересуюсь камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге, вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.

Я гном по имени Четверг, изучаю камни, образовавшиеся из растений и животных. Что это за камни? (Янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней)

Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – это смола с застывшими кусочками растений и насекомых и т.д.)

- Давайте поиграем в игру «Мешок ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку. Овальный, самый лёгкий камень. Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.

- Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.

Загадочным блеском сверкают каменья,

Таят человека черты.

Камень надежды,

Камень терпенья,

Камень мечты.

Камень рассвета,

Камень заката,

Камень ночей. (Б. Дубровин).

-Гном по имени Воскресенье просит нарисовать ему помощниц- ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровища. Дети приглашаются в «мастерскую Данилы - мастера».

Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале). Верно. А кто написал эту сказку? Сказочник Павел Бажов. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит, добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали? (Дети рассказывают о свойствах камней, о том, что им понравилось, что запомнилось и больше всего удивило т.д.)

- Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие, поблагодарим наших проводников – гномов, за очень интересное путешествие- знакомство с камнями.

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КАМНЯ.
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, г. Екатеринбург / Составитель и научнй редактор проф. В.В.Филатов. – Екатеринбург: Издательский дом «автограф», 2007. – 320 с.; илл.
.
В конце 2007 года вышла в свет коллективная монография «Путешествие в мир камня». Я, как и все, кому небезразлична судьба русского камня, с волнением взял в руки издание и тут же погрузился в чтение и рассмотрение иллюстраций. Проект удался! Сейчас, в век информационных технологий, очень важно само наполнение многочисленных электронных сайтов первичной информацией. Эта информация представлена в издании.
Достаточно много было книг по уральскому камнерезному искусству, но только сейчас, с помощью Правительства Свердловской области и министерства культуры появляется счастливая возможность выпуска полноценных монографий. Благодарю губернатора области, многоуважаемого г-на Росселя (кавалера ордена Карла Фаберже; 2003 г.) и министра культуры г-жу Наталию Ветрову – за их внимание к проблемам ювелирного и камнерезного искусства Урала. Музей – единственный специализированный ювелирно-камнерезный музей на просторах бывшей Российской империи и бывшего СССР.
Не буду повторять очевидных истин о том, что уральская каменная кладовая и уральское камнерезное мастерство – это визитная карточка всей России, это – товарная марка, имидж, лицо России. Авторский коллектив из 15 человек осветил проблему с разных сторон. Это правильный подход, поскольку мы узнали мнение не только музейных работников, но и уважаемых профессоров-геологов и историков. Впервые читатель узнал о трудностях становления музея. Перед подвигом музейных работников, выстоявших в «ревущих 90-х годах», выражаю благоговение. Я всегда смотрю в индекс имён и наличие в индексе нужных мне персон является аргументом и стимулом в решении о приобретении книги. Монография является и замечательным справочным изданием, поскольку в ней приведен Список дарителей. Библиография впечатляет.
Годы летят незаметно, исторически скоро Екатеринбург будет праздновать 300 лет. И читатель к 300-летию с волнением будет рассматривать книжный раритет – настоящую книгу. Ведь что такое 1000 экземпляров – песчинка! Даже не владеющий русским языком иностранный почитатель камнерезного искусства будет с интересом рассматривать многочисленные иллюстрации, многие из которых публикуются впервые (об этом надо всегда упоминать в подписях). Полагаю, тираж надо повторить и обязательно выпустить подарочный вариант (пусть в ограниченном количестве экземпляров). Традиция русского книгоиздания заключается в том, что книга рассматривается как произведение искусства. Ювелирные и камнерезные изделия очень трудны в «иллюстративной подаче», не просты в описании. Это описание прекрасно удавалось академику Александру Евгениевичу Ферсману (в 2008 году исполняется 125 лет со дня его рождения) и писателю Бажову. Думаю, Алексей Козьмич Денисов-Уральский, Карл Фаберже, Франц Бирбаум и Василий Мостовенко были бы удовлетворены Вашим изданиям. Во всяком случае, при их жизни подобных книг не было. Рассматриваю прекрасную книгу как первую ласточку. Наука закрывает один вопрос и открывает десять новых (философ Буффон). Прочитав книгу, я понял насколько много ещё научных и искусствоведческих проблем в осмыслении нашего национального богатства – эстетического феномена уральского камня, постижения мастерства российских камнерезов. Лучшее, что пробуждает в нас история – это вдохновение! (Гёте).

Валентин Скурлов, историк ювелирного искусства, автор книги «Ювелиры и камнерезы Урала» (2001)

В этой статье, мы предлагаем Вам отдохнуть и попытаться заглянуть в прекрасный мир природного камня , с помощью описания посещений интересных, на мой взгляд, мест, расположенных в наших краях. Будет немного личного восприятия и попытки самовыражения, поэтому, прошу, не судить строго. В общем, специфика работы, конечно, накладывает определенный отпечаток на сферу интересов в жизни, так что, когда в очередной выходной день, принималось решение о интересном времяпровождении и, с помощью интернета, было обнаружено загадочное - "искитимский заброшенный мраморный карьер ", сразу же захотелось его посетить! Что и было реализовано. На мой взгляд, выложенное в нете, описание дороги к нему, достаточно запутанное, поэтому, попробую дать свое. Алтайская трасса на Барнаул, проезжаем Искитим, последний выезд из него на трассу (ограничение скорости 50), поворот на право, мост, подъем вверх, и поворот налево. Почти сразу напротив АЗС (справа), поворот с трассы на лево, далее прямо через ж/д переезд и на развилке (знак треугольник), направо. Далее, немного прямо, и первый асфальтированный поворот - налево, едем прямо, проезжаем (слева) завод по переработке извести, наверх, и прямо на подъеме, будет тройная развилка около действующего карьера по добыче природного камня. Если подойти к краю карьера, то вид будет такой:

Наша дорога - самая левая, с нее, еще раз поворот влево, немного вниз и на подъеме, упираемся в закрытый шлагбаум, далее пешком в горку, мимо забора, зданий водозабора (слева). Немного на спуске, справа, появится накатанная дорожная колея, идущая в лес, вдоль мраморного карьера, идем по ней, и упираемся в сам карьер, вид сверху:


Форма карьера - в виде перевернутой буквы "Т", весь его можно обойти по периметру, а так же, спуститься вниз. Что мы и проделали! И вот, фотоотчет:

Ископаемый природный камень вырезался блоками и поднимался наверх, поэтому, повсеместно находятся образцы натуральных камней со следами различной механической обработки. Вот, лишь некоторые обитатели этого "каменного заповедника:

Интересных Вам путешествий!

Алла Кошелева
Конспект занятия «Эти удивительные камни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 28 «Елочка» .

ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145

тел. 8- (48336) 5-09-78,

ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность

по теме : «Эти удивительные камни » .

Воспитатель :

Кошелева А. В.

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность по теме :

«Эти удивительные камни » .

Старшая группа.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Цель : Познакомить детей со свойствами камней , расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления

о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

3. Расшрять знания о том, как и для чего человек использует камни , применив презентацию «Мир камней » (использование ИКТ) и игровые приемы для подачи образовательного материала.

4. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней : твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней , умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.

6. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

7. Актуализировать формы педагогического партнерства в процессе работы с дошкольниками.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое» .

Оборудование и материалы : «коробка ощущений» , наборы камней на каждый стол , деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, гравий, салфетки, большой камень, молоточек, схема-помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня , шапки бакалавров, фонограмма «Маг-недоучка» , презентация «Мир камней » .

Организация детей : подгруппа.

I Введение в тему : воспитатель.

Воспитатель приглашает детей в зал, здороваются со всеми гостями.

Воспитатель :-Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим кто будет мне помогать (Считалочка)

Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста, (Коля) посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений» .

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы :

Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Верно, это камень…показываем детям…

Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

II Основная часть ООД. Воспитатель.

Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый- Воспитатель 2.

Выходит к детям.

Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней .

Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями , возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

-Камни одинаковые или разные?

Чем ваши камни ребята отличаются ?. (Они большие и маленькие)

Какого цвета камни у вас ?.

А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание) .

Как вы думаете на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета) . Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

Что вы можете рассказать о своём камне ? (Камень показать всем-ответы детей)

Верно, камни разные потому что… . ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер,форма.

-Ответе мне на вопрос : Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

Что с камнем произошло ?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость .

Иди (Сабина) подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь) .Верно эта картинка означает твёрдость.

Продолжим разговор о камнях…

Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей) .

А почему вы так думаете (рассуждения детей)

Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности,а камень опустился на дно.)

Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий) .

А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня… .

-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов) .

Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде .

Но есть огромные горы, которые состоят из камней .

Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место) .

Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

А как мы сможем проверить?. (пробуют : стать на камень, ударить камень о камень)

Попробуем стукнуть по камню молотком…

Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать,тем кто не проверял прочность камня )

Какой можно сделать вывод? (камни прочные , он не крошится, не ломается)

Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня )

Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни , пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 –Камни служили украшением , оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные .

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней . (показ коллекции) .

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях .

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит) занавес закрывается.

III Заключительная часть ООД.

Выходит воспитатель 1.

Вот и мои ребята! Вы мне не хотите ничего рассказать?

А что у вас в руках?

Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?

А что интересное с вами происходило?

Расскажите мне о схеме, что она означает?

Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: