Просветительская программа для родителей в школе. Программа психолого -педагогического просвещения родителей "родительский всеобуч". Диспуты и дискуссии

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию материалы программы психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа».

Программа реализуется муниципальными опорными площадками на базе общеобразовательных организаций (по согласованию с руководителями общеобразовательных организаций). Ответственные за реализацию программы – руководители опорных площадок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа»
  • для проведения занятия 1.1. «Особенности и тенденции развития современной российской семьи. Российское законодательство в сфере семьи, брака, охраны детства»
  • для проведения лекционного занятия 2.1. «Психология добрачных и брачных отношений»
  • для проведения лекционного занятия 2.2. «Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка»
  • для проведения лекционного занятия 2.3. «Понятие и типы неблагополучной семьи»
  • для проведения практического занятия 2.4 «Социально-психологический климат в семье»
  • для проведения практического занятия 2.5 «Взаимоотношения детей и взрослых в семье»
  • для проведения занятия по теме 2.6 «Конфликты в семейных отношениях, их влияние на развитие и воспитание ребенка»
  • для проведения лекционного занятия 3.1 «Семейная среда как источник развития ребенка»
  • для проведения занятия 3.3 «Нарушения воспитательного процесса в семье»
  • для проведения лекционного занятия 4.1 «Внутриутробное развитие ребенка и его влияние на последующее формирование личности»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.1 «Особенности психического развития ребенка в младенчестве»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.2 «Особенности психического развития ребенка раннего возраста»
  • для проведения лекционного занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
  • для проведения практической части занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи.

Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.

Она включает следующие аспекты:

интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;

интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;

педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... «зрелая личность» (Л. Выготский);

качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;

педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:

педагогический всеобуч;

обучение в университете педагогических знаний;

лекции по психолого-педагогической тематике;

семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;

индивидуальные и групповые консультации;

публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им :

преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;

нормализовать свою личную жизнь;

улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;

снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

Семейное воспитание является неотъемлемой частью национальной системы образования и воспитания. Его действенность зависит от уровня педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелось их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в семейном и общественном воспитании детей.

Скулябина Л.В. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Просвещение родителей, как один из важных факторов развития и воспитания школьников.

Первый год обучения в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современный школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Поэтому важно не только подготовить ребёнка к обучению в школе, но и их родителей, то есть педагог должен заниматься деятельностью просвещения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов школы и родителей. Мы применяем разнообразные формы работы с родителями, они взаимосвязаны и представляют единую стройную систему. Это и лекции, и практикумы, и семинары, беседы, консультации. Проводим на них ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Родителей нужно научить задавать себе вопросы: как полюбить своего ребёнка таким, какой он есть?; нужно ли ограждать ребёнка от трудностей?; как помочь ребёнку поверить в свои силы? Как развить способности ребёнка? Немаловажную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть лет своей жизни.

Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребёнка становится более скрытой. Зачастую поведение его родители не могут объяснить. Интуиция часто становится бессильной, воспитание – полным противоречием. Вот тут – то и появляется необходимость в научных знаниях о жизни маленького человека. В сельской школе такие знания родители могут получить от педагога. Поэтому учителя начальной школы начинают заниматься просвещением родителей с дошкольного возраста детей, и на протяжении, по определению психологии, всего среднего детства (от 5 до 11 лет). В это время у ребенка формируется чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребёнок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

Педагоги нашей школы используют в работе такие формы педагогического просвещения как родительские собрания, педагогический всеобуч. Оно является важнейшей формой работы классного руководителя с семьёй ученика, средством повышения эффективности учебно–воспитательного процесса. На родительских собраниях проводим ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного и воспитательного процесса. Даём характеристику используемых программ, методов обучения, рассказываем о проводимых внеурочных мероприятиях, кружках. На педагогическом всеобуче информируем родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми. Предлагаем родителям проводить с детьми совместные игры: игры для развития мышления при подготовке детей к школе; игры для подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе; обучение чтению детей – звуковые игры.

Например игра на развитие мышления «Чьё число больше» В коробке разложите две группы предметов, в каждой из которых их не больше пяти. Нужно сказать ребёнку название предметов, которые спрятаны в коробке не называя их количества. Допустим это пуговицы и камешки. Ребёнок выбирает одну из групп. Например: «Мои пуговицы, твои камешки». После этого он вынимает из коробки и подсчитывает, сколько предметов в обеих группах и каких больше. Если ребёнок загадал предметы, которых окажется больше, то он получает столько очков, на сколько предметов этой группы больше. Если ребёнок выбрал те предметы, которых меньше, разницу получаете вы. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество очков. Если угадывающий допускает ошибку в подсчётах и её замечает партнёр, фишка ему не засчитывается. Повторяя игру, поменяйтесь с ребёнком ролями.

Также приведём пример игры по обучению чтению, так как один из многих вопросов, встающих перед родителями в этот период: учить ли ребёнка читать до того, как он пойдёт в школу, если да, то когда лучше всего начать это делать? Если у родителей дошкольников есть желание и возможность заниматься с ребёнком чтением, тогда пусть он придет в школу, умея читать. В пять лет учиться читать легче, чем в семь – восемь лет. Мы просвещаем родителей о том, как легко, безопасно и весело ввести ребёнка в письменность, как сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению, как при этом избежать стандартных ошибок домашнего обучения грамоте.

Если же ребёнок заговорил поздно или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, в этом случае с обучением письменной речи спешить не стоит. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.

Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Способы акцентрирования, интонационного выделение звуков в слове ребёнку лучше всего передать в игре: игры – звукоподражания; звуковое лото; запретные звуки; дом звуков; дом в лесу. Все эти игры помогают проводить анализ звуков в речевом высказывании, различать мягкие и твёрдые согласные, ориентируют на ударные гласные, учат определению полного звукового состава слова.

После предложенной информации и совместной работы родителей и детей дома, собираем родительское собрание, где родители говорят о том, что же они смогли узнать о своём ребёнке. Насколько предложенные игры пригодились им в общении с детьми. Как изменился ребёнок в результате совместной работы и т.д.

На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволяет в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Педагоги отмечают значение индивидуальной работы с родителями в процессе их педагогического просвещения. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья – глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы. Основной формой индивидуальной работы является педагогическая консультация. Ценность её в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, настроены на обсуждение волнующих их проблем, стремятся получить знания необходимые для целенаправленного воздействия на личность ребёнка. Обычно в школе составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

По мере своего роста и развития ребёнок меняется, иногда постепенно, иногда стремительно и неузнаваемо. И ход этого процесса зависит не только от воли случая, но и от направленных усилий любящих и понимающих взрослых.

Когда ребёнок начинает посещать школу, приглашаем родителей на открытые уроки, для того чтобы они могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игра, игровая ситуация очень помогают в учёбе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь, оказать детям. Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик и начинают использовать приёмы и методы, которые демонстрируют педагоги на открытых уроках. В конце учебного года такие уроки показывают, чему дети научились за учебный год. Они видят, что дети учатся здесь не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

Вовлекаем родителей в совместную с детьми деятельность. Это внеурочные мероприятия, конкурсы, экскурсии, праздники. Внеклассные мероприятия проводим с участием родителей. На всеобщих праздниках родители – и участники, и организаторы. Детские праздники превращаются в тесное сотрудничество трёх сторон – дети, родители, педагоги. Они подводят итог определённому отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности ребят, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Такого рода деятельность даёт возможность просвещать родителей о том, как ребёнок воспитывается, какие этапы развития ребёнка существуют, его индивидуальных особенностях. Родитель должен ориентироваться в этих знаниях и умениях, т.е. знать общие этапы развития ребёнка (физиологические и психические), понимать их связь, осознавать основные принципы развития – что, чем и как развивать.

Один раз в год проводим родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей. В ходе педагогического просвещения родители получают знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке детей к школе. Работа с родителями сложная и важная часть деятельности педагога. Одна из главных целей педагогического просвещения – вовлечение родителей в педагогический процесс. Какие бы формы работы с родителями ни выбирал педагог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям, их родителям, а также систематический характер работы.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — С.25-37.

2. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. — Обнинск: ИАТЭ, 1998. — 80 с.

3. Под ред. А.А. Бодалева. Популярная психология для родителей [Текст]: книга для родителей М.: «Педагогика», 1989. -256 с.- 300 000 экз.

4. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст]: книга для учителя / В.В. Давыдов. — М.: «Педагогическое общество России», 2000. -480 с.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004. С. 112 — 121

6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

7.Матвеева А. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своём ребёнке. – М «АСТ-ПРЕСС» Южно – Уральское книжное издательство, 1997.

8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Институт Психотерапии, 2003. С. 222

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;

4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Профориентация.

Популярная психология.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

профилактика негативного семейного воспитания;

сокращение числа неблагополучных семей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год

Календарно - тематическое планирование педагога-психолога

Наименование раздела (направления)

Тема мероприятия (форма)

Кол-во часов

Аудитория

Дата проведения

Детская психология

Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся

Вновь прибывшие

Детская психология

Подвижные и медлительные дети. Лекция

Родители обучающихся 3а кл, 3б кл

ЗОЖ. Половое воспитание

Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений.

Профориентация

Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей.

«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол.

1-2 кл, 1 кл

Детская психология

«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар.

Профилактика

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга

«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция.

4а кл, 4б кл

Профилактика

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар.

7а кл, 7б кл

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар.

Родители обучающихся «группы риска»

Психология личности

Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум.

д/о «Родительский клуб»

Женская и материнская психология. Тренинг.

д/о «Родительский клуб»

Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция.

Адаптация

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу.

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено.

5а кл, 5б кл

Профилактика

Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви.

Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей.

Гармоничные семейные отношения и почему их нет.

Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия.

Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него.

Почему дети не выполняют обещания.

Компания в жизни старшеклассников.

Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: