Перейти в раздел "". Норвежский национальный костюм Норвежские народные костюмы

Норвегия - пожалуй, лучшая страна для приключенческого туризма в Европе. Здесь есть все: горы для альпинистов, скалолазов и бейсеров, круглогодичные снежные курорты для лыжников и сноубордистов, отличные дороги для велосипедистов и лонгбордеров, восходящие потоки для парапланеристов, реки для каякеров и рафтеров, море и фьорды для яхтсменов и сёрферов. Этот список можно продолжать очень долго.

Voss Extreme Sport Ekstremsportveko 2014 Today"s Video Torsdag 22 06 14

Ролик смонтирован из материала, снятого во время ежегодного фестиваля Extreme sport veko, проводимого в небольшой деревне Восс, даёт полное представление о возможностях Норвегии для экстремального спорта. Все творящееся на видео безумие снято в течение одной недели на территории в пределах 20 километров от Восса

Конечно, в Норвегии также есть удивительные условия для треккинга (так сейчас принято называть пеший туризм). О нём мы и расскажем в этой статье.

Треккинг в Норвегии. Зачем стоит ехать?

Фьорды, Стена и Тропа троллей, ледники, Лофотенские острова, огромные водопады, высокогорная тундра, дикая тайга, почти что нетронутый животный мир, гора Гальхёпигген (Galdhopiggen) - высочайшая точка страны, удивительные геологические образования, сформировавшиеся в эпоху оледенения, бирюзовый лёд Нигардсбриина и многое-многое другое готова предложить Норвегия самым искушённым путешественникам.

Материковая часть Норвегии расположена между 57° и 72° северной широты и 4° и 31° восточной долготы. Самая северная точка Европы - мыс Нордкап - принадлежит именно Норвегии. Омывается водами Атлантического (на западе и юге) и Северного Ледовитого океанов. Протяжённость береговой линии составляет 25 148 км из-за многочисленных фьордов, глубоко вторгающихся в материковую часть страны. Удивительный рельеф страны сформировался благодаря оледенению в четвертичный период.


Климат морской. Это означает огромное количество осадков, резкую и частую смену погоды. Средние температуры января колеблются от −17°C на севере Норвегии в городе Карашук до +1.5°C на юго-западном побережье страны. Средние температуры июля составляют около +7°C на севере и около +17°C на юге в Осло. Огромное влияние на климат страны оказывает тёплое Норвежское течение, благодаря которому Норвегия снова полностью не покрывается ледяным панцирем. Вот два анекдота, которые полностью характеризуют норвежскую погоду:

«Турист спрашивает местного мальчика:
- Скажи, а правда, что в Бергене всегда идёт дождь?
- Не знаю, дяденька, мне всего одиннадцать лет.»

И второй анекдот-присказка: «Если вам не нравится норвежская погода, просто подождите один час».

Все эти чудесные особенности климата диктуют достаточно жёсткие требования к снаряжению и одежде, если вы, конечно, хотите, чтобы ваш треккинг прошёл в тепле и сухости.

Одежда и обувь для треккинга в Норвегии

Лучшее время для треккинга в Норвегии - это лето, а конкретно вторая половина июля и август. В это время тепло и существенно меньше осадков. Тем не менее, трёхдневный моросящий дождь без перерыва - вполне обыденная ситуация. Температура днём держится от +10°C до +25°C, а ночью не уходит ниже нуля даже в горах (хотя иногда бывают и исключения). Вдобавок на лето приходится пик туристического сезона, к которому привязана работа многих кемпингов и прочей инфраструктуры. Даже паромные переправы в некоторых местах прекращается с наступлением осени.


Наиболее важным элементом экипировки для треккинга в Норвегии является верхний слой - мембранные куртка и штаны . Поверьте, они вам здорово пригодятся. Для пеших прогулок в горах при любой погоде лучше всего подходит одежда из ткани с мембраной Gore-Tex Paclite. Она обладает отличными показателями паропроницаемости, водостойкости, веса и долговечности. Как правило, она применяется в лёгкой и компактной одежде, как раз такой, какая нужна для треккинга.

Следующий по важности элемент снаряжения - это обувь. Для Норвегии, пожалуй, лучше подойдут высокие ботинки (конечно же, с мембраной), а не треккинговые кроссовки. Шанс зачерпнуть из болота или ручья, коих в Норвегии миллион, в ботинках ниже. В качестве лагерной обуви оптимистам подойдут быстросохнущие сандалии типа Keen , а пессимистам - лёгкие резиновые сапоги.

В остальном набор одежды стандартен для любого треккинга:

    непродуваемые ходовые брюки; пару разных по толщине комплектов термобелья; средний слой (флис или тонкий пуховый свитер/жилет, куртка с Primaloft); носки; нижнее белье (трусики, маечки по вкусу); флисовая или тонкая шерстяная шапка; флисовые перчатки, если сильно похолодает; шорты и футболки на случай тёплой погоды; подходящий под вашу продолжительность треккинга рюкзак с накидкой от дождя.

Бивачное снаряжение для треккинга в Норвегии

Теперь о бивачном снаряжении. Вам потребуются палатка, спальник и туристический коврик. Обратите внимание на качество противомоскитной сетки вашей палатки - кое-где в Норвегии полно комаров. По этой же причине вам потребуется репеллент или иное средство от комаров. Особо тёплый спальник не нужен, достаточная температура комфорта +5°C. Коврик лучше взять самонадувающийся или надувной вроде Therm-a-Rest NeoAir . Такие легче и занимают меньше места, кроме того, обеспечивают больший комфорт при ночёвке на твёрдых и неровных камнях.


Для приготовления пищи вам потребуется горелка (костры на стоянках разводить нельзя, но об этом ниже). Хотите сэкономить вес - берите системы JetBoil или их аналоги . Во-первых, они позволяют реально экономить газ, во-вторых, имеют встроенную защиту от ветра. В условиях горной тундры это весьма актуально. Кстати о газовых баллонах - приобрести их можно в любом магазине страны с товарами для активного отдыха, а такие есть почти в каждом мало-мальски крупном поселении. Аутдор для норвежцев - не просто отдых, а стиль жизни, поэтому проблем с поисками газовых баллонов (да и любого другого снаряжения) быть не должно. О ценах расскажем ниже. Карту того или иного треккингового маршрута можно купить там же. Все тропы тщательно промаркированы, поэтому заблудиться сложно.

Некоторые лайфхаки для путешествующих по Норвегии

Норвегия - одна из самых дорогих стран в мире, тем не менее, если знать некоторые хитрости, то можно избежать чрезмерных расходов.

    Если вы планируете приехать в Норвегию на своей машине (это весьма логично и недорого) через Финляндию, то проще и быстрее будет оформить именно финскую, а не норвежскую визу. Размещение в гестхаусах, хостелах и даже кемпингах в Норвегии стоит очень дорого. Плата за жильё может стать основной статьёй расходов вашего путешествия. Если хотите ощутимо сэкономить - живите в палатке . В 1947 году в стране был принят закон, закрепивший право каждого человека разбить палатку и провести в ней одну ночь там, где его лагерь не будет никому мешать. То есть вы можете стать лагерем в любом месте, если в пределах видимости нет домов и других построек и если это не земля, используемая для аграрных целей. При этом запрещается мусорить и жечь костры. Все отходы необходимо унести с собой. Экономия ресурсов возведена в Норвегии в настоящий культ, поэтому даже в кемпингах горячая вода в душ подаётся поминутно и за плату. Для экономии можно воспользоваться бесплатным душем, который есть практически на любой заправке. Если вы перемещаетесь между районами для треккинга на автомобиле, то следует обратить внимание, что горючее на заправках стоит дешевле в выходные дни, чем в будни. По состоянию на лето 2017 года стоимость бензина варьировалась от 13.5 до 16.5 NOK за литр, что в рублях составляло примерно от 100 до 125 в рублях. Из-за такого разрыва в цене, некоторые путешественники ищут варианты экономии: если у вас уровень бензина снизился до критического значения, а поблизости имеются лишь дорогие заправки - залейте в бак 10 литров и ищите заправку подешевле. Цены на продукты вас неприятно удивят. Однако, в любом супермаркете в каждой товарной группе есть один-два товара с пометкой «First Price» на треть дешевле аналогов. Это программа поддержки малоимущих слоёв населения страны (правда, таких в Норвегии просто нет). Продукты «First Price» вполне качественны. Ценник примерно, как в Москве, некоторые позиции, например, мясо и рыба, даже дешевле. Если закупаться этими продуктами, а также воздержаться от алкоголя и сигарет, то путешествие в Норвегию не проест огромной дыры в вашем бюджете. В магазинах с вывеской «Tax Free of tourists» можно при покупке оформить специальную бумагу и при выезде из страны получить по ней от 11% до 18% стоимости.


    Интернет-зависимые граждане смогут найти бесплатный Wi-Fi рядом с любым супермаркетом сети Kiwi . Они есть почти в любом населённом пункте страны. Для путешествия по Норвегии совершенно не обязательно знать какой-либо иностранный язык. Общение с местными жителями - вещь хоть и интересная, но совершенно необязательная. Норвежцы очень ненавязчивы и уважают чужой отдых. Оплата горючего на заправке осуществляется через автоматический терминал, в супермаркете или кемпинге достаточно протянуть пластиковую карту кассиру. Вам потребуется некоторое количество мелких наличных денег (Норвежские кроны, они же NOK) для оплаты входов и въездов в национальные парки и на частную территорию. Обычно место для оплаты выглядит как стенд с информацией. Нужно самостоятельно взять конверт, опустить в него положенное количество норвежских крон, написать своё имя или номер автомобиля и взять с собой специальный талончик. Искушение пройти бесплатно высоко, но делать этого не стоит. Не пытайтесь нарушать местные правила : не превышайте скорость, не рыбачьте без лицензии, не жгите костры, не пытайтесь проникнуть в национальные парки, не заплатив. Формально никакого контроля нет, но каждый гражданин Норвегии считает своим долгом заявить в полицию, если на его глазах происходит даже незначительное правонарушение. Полиция появится быстро, и размер всего лишь штрафа может превысить все расходы на путешествие вместе взятые . Если не хотите мороки с бумагами - рыбачьте на удочку в море или во фьордах . На пресноводных водоёмах потребуется карточка рыбака, а бывшие в употреблении снасти потребуется дезинфицировать на специальных пунктах. Вдобавок на них присутствует сезонность в режиме ловли.

Норвегия - это страна, где обязан побывать каждый любитель активного отдыха. В ней есть удивительные условия для чего угодно: от бейсджампинга до каякинга. Суровый скандинавский климат не омрачит вашу поездку, если вы заранее задумаетесь о правильном подборе снаряжения, а высокие цены не оставят дыру в вашем бюджете если соблюдать простые правила и знать маленькие хитрости.

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НОРВЕГИИ

Норвежские национальные костюмы появились около 100 лет назад, когда страну охватил дух национального романтизма.

Их дизайн разработан на основе местных народных костюмов, которые были на грани исчезновения.

У людей внезапно возникло желание сохранить все традиционное, включая старинные костюмы. Стали цениться сельские крестьянские традиции, которые были исконно норвежскими. Ведь именно в деревнях были наиболее развита культура национального костюма, а на жителей городов оказала сильное влияние зарубежная мода.

Первые национальные костюмы (по-норвежски bunad - "бюнад") очень похожи на наиболее распространенные народные костюмы. В случае если знаний старых традиций не хватало, черпали вдохновение из отдельных элементов костюма или от других региональных элементов, таких как роспись и резьба по дереву или вышивка.

Существуют сотни различных "бюнадов": в каждой долине или городе свой собственный, со множеством вариаций и расцветок.

В последние годы интерес к норвежским национальным костюмам постоянно растет. Это становится особенно видно во время празднования Дня Конституции Норвегии 17 мая, во время которого происходит настоящее шоу: норвежцы выходят на улицы в традиционных костюмах своих родных регионов.

Bunad Parade 2008

Annual stevne Bunad Parade. A "bunad" is a traditional Norwegian costume, typically of rural origin and are local to Norway"s traditional geographic districts. Many districts have their own distinct costume, worn for special occasions and national holidays. Sigdal is one of the districts in Norway.

"Stevne" is the Norwegian term for a convention, meeting, or rally.

"Lag" is a Norwegian word that has many meanings, one of them being "a group of people". Besides Sigdalslag, there are 31 other lags which cover other geographic areas of Norway. A handy source of information about all 32 lags is the web site .

Наталия Будур: БЮНАД, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ И ФЕСТДРАКТ

Если вам посчастливится и вы попадете на 17 мая в Норвегию, приготовьтесь - вас ждет незабываемое зрелище: все улицы городов и поселков расцвечиваются национальными флагами, а по улицам идут настоящие демонстрации людей в национальных костюмах. Вот только сами норвежцы никак не могут договориться, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма.

На разных сайтах и в разных статьях в прессе, посвященных этой теме, высказываются часто прямо противоположные точки зрение.

В одном месте вы можете прочитать, что бюнад - это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Другой историк будет утверждать, что бюнад - это праздничная одежда в национальном стиле, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Он, бюнад, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в случаях, когда знаний старых традиций не хватало, и дизайнеры черпали вдохновение из отдельных элементов бюнада или росписи розами (rosemaling) и резьбы по дереву или вышивки. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт. В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad. Так, например, известен и очень популярен у покупателей очень красивый фестдракт Силье, который был придуман Дагни Бертельсен.

Третий искусствовед скажет, что бюнад отличается от национального костюма, ибо под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад - одежда праздничная.

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного búnaðr - «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она.

Подобные споры вряд ли интересны иностранцу, потому что и бюнад, и фестдракт потрясающе красивы, и увидевший их в первый раз человек надолго замирает в восхищении, приоткрыв рот.

В Норвегии существует на сегодняшний день около 200 видов бюнадов (плюс еще множество вариаций). В полный комплект женского одеяния входят: украшенные вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!), сумочка с серебряным замочком, шаль, варежки для зимы и ручной работы украшения из серебра или реже золота - особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса и особые туфли. «Находка» последних пару лет - специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табликой с именем на ручке!

Мужской костюм состоит из рубашки, жилета, жакета, брюк, чулок, шляпы, отлитых из серебра застежек, пряжки, запонок, пуговиц и специальных «бюнадных» туфель.

Практически в каждом селении (не говоря уже о городе!) есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

Интерес к национальному костюму возник в Норвегии во второй половине XIX века как одно из проявлений национального романтизма. Страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждала обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. Многие женщины из привилегированных и интеллигентных семей стали не только носить бюнады, но еще и интересоваться их историей.

Постепенно возникло своего рода женское движение, которое сначала изучало историю национальных танцев, а потом стало заниматься и национальным костюмом. Возглавили это «движение» Хюльда Гарборг (1862-1934), жена известного писателя Арне Гарборга, и Клара Семб (1884-1970). Они были первыми, кто обратил внимание, что костюм должен быть не просто красивым и похожим на настоящей национальным, но должен быть подлинно историческим - при этом необходимо учитывать цвет и качество ткани, узор вышивки, виды украшений и пуговиц. Восстановить бюнады в первоначальном виде было не столь уж и сложно - потому что, к счастью, в Норвегии в то время существовали замечательные «подручные» материалы в виде акварелей Юхана Ф.Л. Дрейера и литографии Юхана Х. Сеннса начала XIX века, на которых были изображены старинные национальные костюмы.

В 1947 году был основан специальный «Совет по бюнадам и национальному костюму Норвегии» (первоначально назывался «Landsnemda for Bunadspørsmål», сейчас именуется «Bunad- og folkedraktrådet»).

Исследователи бюнадов могут представить в Совет свои реконструкции старинных национальных костюмов и в дальнейшем начать их «производство», но при этом они должны соответствовать следующим требованиям:

Исследователь должен представить исторические документы (копии), на которые опирался в своей реконструкции, а также сам костюм или отдельные его части указанного в заявке времени;

Одежда, которая будет реконструирована и затем запущена в производство, должен строго соответствовать при производстве своим историческим параметрам - например, виду ткани, фасону, украшениям;

Помимо одежды, в Совет требуется предоставить и имеющиеся в наличии у исследователя художественные материалы - например, старинные акварели или гравюры;

При запуске производства нового бюнада в комплект непременно должны входить все части костюма старинного, начиная с одежды и кончая обувью и украшениями;

Бюнад должен производиться тем же способом, что и раньше - то есть. Должны учитываться нитки, способ вышивки, виды швов и т.д. Например, если воспроизводится бюнад XVIII века, то и шиться он должен вручную;

Бюнад должен производиться в разных вариантах, как было в старые добрые времена, и не превращаться в униформу на все случае жизни.

Лишь когда все требования удовлетворены, а исследователь присылает в Совет современный вариант бюнада, на который собирается получить лицензию, он может начинать его воспроизводить и продавать в специальных магазинах.

«Самыми» старинными, а потому истинно норвежскими, считаются бюнады из Бергена, Сетесдала, Телемарка, Нумедала, Халлингдала, Гюдбрандалена и Рёроса.

Становится понятно, что благодаря Совету в Норвегии существует «полиция бюнадов» («bunadspolitiet»), которая отслеживает правильность изготовления и ношения национальных костюмов. Все дело в том, что надеть любой национальный костюм норвежцы не могут - существует негласное правило, что можно носить платье той области, где ты родился или (на крайний случай) где прожил большую часть жизни.

Если совет обнаружит, что какой-то магазин продает бюнад без лицензии, то это может быть поводом для судебного разбирательства. Также магазин с лицензированными национальными костюмами может подать в суд на магазин, который продает такие же костюмы без лицензии.

Бюнады есть у более 70% норвежек, а в последние годы резко увеличилось число мужчин, также купивших себе национальный костюм. Социологи считают это выражением своеобразного протеста против вступления Норвегии в ЕС. По некоторым подсчетам, общий «гардероб» бюнадов в Норвегии оценивается в более чем 30 миллиардов крон (150 миллиардов рублей в грубом подсчете) и его стоимость продолжает расти.

Нельзя сказать. Чтобы традиция ношения национального костюма была уникальной норвежской «находкой». Так. национальные костюма носят по торжественным случаям и в соседней Швеции, но там лишь 10% шведок имеют «бюнад» в своем шкафу. В Норвегии же бюнады стали почти универсальной одеждой для абсолютно всех праздников - от 17 мая до свадьбы и крестин.

Стоит такой наряд очень недешево - от 15 000 и до бесконечности. Средняя цена красивого бюнада, богато украшенного вышивкой, - около 30 000 крон.

У современного бюнада есть свои тайны. Если в старые добрые времена украшения делались из чистейшего олова, то сегодня - из оксидированного серебра (это серебро, покрытое оксидной пленкой, которая защищает металл от потускнения и предназначена для повышения декоративных свойств и антикоррозионных качеств серебряного изделия). Но, как и раньше, мужчинам в Финнмарке предоставляется право выбора - они могут заказать коротки или длинные брюки к своему наряду. А в Хардангере вообще не существует единого бюнада - каждый хутор может похвастаться своим вариантом.

Особой красотой отличались бюнады невесты, потому что к ним «прилагалась» свадебная корона.

В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!

Бюнад в регионах

Nord - Trondelag

Sor - Trondelag

Aust - Agder

Vest - Agder

Hordaland

Oppland

Hedmark

Telemark

Rogaland

Buskerud

Еще немного...

Традиционная национальная одежда норвежцев называется «бунад». Существует несколько форм ее покроя и бесчисленное множество расцветок. Последнее характерно преимущественно для женского костюма. В течение многих веков норвежский костюм испытывал влияние общеевропейского городского костюма, поэтому в наше время норвежцы надевают бунад только по большим праздникам, свадьбам, на народные гулянья.

Описания национального костюма сохранились в скандинавских сагах и на античных изображениях жителей Северной Европы. Из них следует, что для древненорвежского костюма характерны узкие длинные штаны, короткие куртки, плащи с капюшоном. В настоящее время в мужском бунаде заметны две формы покроя. Мужской национальный костюм западных областей Норвегии состоит из узких длинных штанов, которые вверху доходят почти до груди и удерживаются плечиками. Одежда дополняется жилетом, прошитым орнаментом н отделанным пуговицами на груди. Для восточных районов страны более типичны куртка или жилет, короткие штаны, обычно чуть ниже коленей. Куртки и штаны декорируют пуговицами, расположенными рядами. Костюм дополняется традиционными гольфами, имеющими геометрический рисунок и связанными из толстой шерсти. 11 обоих районах к костюму надевают белую рубаху с широкими рукавами и узкими манжетами, черные штаны, черные плащи, кожаные башмаки с пряжками и, конечно, шляпу или цилиндр.

Народный костюм дополняется декоративными деталями: великолепными вышивками на жилетах, передниках, жакетах, яркими поясами и многоцветными оторочками по краю подола юбки. Это привело к тому, что практически для каждого района страны стали характерны разнообразные варианты женских костюмов.

Женский норвежский национальный костюм тоже представлен двумя формами покроя (рис. 7). На большей части территории страны он состоит из блузки и юбки, только в западных районах блузки носят с сарафанами. Это основа женского костюма. В отдельных областях к нему добавляют передник, жилет или жакет. Традиционно костюмы шьют из шерстяной ткани. В холодные дни используют платки, накидки, плащи, многослойные юбки. Мужские костюмы тоже имеют яркие цвета, но вышивкой обработаны не в такой степени, как женские. В Норвегии каждая определенная местность (фульке) представляет свой самобытный национальный костюм.

Хотя на бытовом уровне в наше время используется современный общеевропейский вариант городского костюма, имеется одна народная традиция, которой норвежцы остались верны до сих пор. Здесь особенно популярны знаменитые теплые норвежские свитера, связанные из толстой пряжи и украшенные национальным орнаментом. Они очень красивы, надежны (согреют в самую холодную погоду), занимают немного места. Изделия из 100%-ной шерсти покрываются специальными северными узорами: на них можно увидеть оленей и лосей, снежинки и изморозь, геометрический рисунок, что делает их узнаваемыми во всем мире.

Норвежские национальные свадебные костюмы покоряют своей самобытностью и оригинальность. Отличительная особенность этих костюмов – великолепные головные уборы, напоминающие короны сказочных принцесс. В нашем обзоре 25 фото из коллекции Norsk Folkemuseum, которые были сделаны в период 1870-1920 годов.



Национальный норвежский костюм - бюнад – поражает своей красотой и пользуется огромной популярностью в Норвегии и сегодня. Бюнады надевают в праздничные дни и рядовые граждане, и члены королевской семьи. Национальные костюмы передаются из поколения в поколение, а стоимость бюнада в полном комплекте может равняться стоимости нового авто.



В изданной в Норвегии в 2006 году «Энциклопедии норвежского национального костюма» представлено более 400 видов бюнадов, в том числе и свадебные бюнады. Главная особенностью свадебных национальных нарядов норвежских невест являются драгоценные короны, отдалённо напоминающие русские кокошники.



Свадебный традиционный головной убор для норвежских невест выглядел, как корона. В зависимости от материального положения семьи изготавливался головной убор из различных материалов – от соломы до золота и серебра.



Свадебные короны украшали различной формы подвесками, которые при ходьбе издавали нежный звон. Считалось, что эти звуки отгоняют от невесты темных духов.




По традиции невеста на собственной свадьбе должна была танцевать до тех пор, пока с головы не упадёт корона.



Вторая жизнь бюнадов началась в 1920-х годах. Тогда их после долгого перерыва норвежцы снова начали надевать на праздники и на свадьбы. У истоков движения по возвращению бюнадов стояли Клара Семб (Klara Semb) и Хюльда Гарборг (Hulda Garborg). Они восстанавливали национальные норвежские костюмы по акварельным зарисовкам и по гравюрам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: