Игровой фольклор для детей дошкольного возраста. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору. Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения

Карпушина Олеся Александровна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 "Берёзка"
п. Волоколновка

В современной России существенно возросло внимание к национально-культурным традициям, сохранению и развитию народной культуры, как основы духовно-нравственного возрождения общества.

Термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский исследователь Вильям Томс, в переводе с английского «Folk-lore» - это «народная мудрость» или «народное познание».

Основными отличительными особенностями народного творчества являются устный способ передачи информации, вербальность, коллективность, глубокая традиционность, отсутствие устойчивой формы, единственно правильного варианта. Жиров М.С. выделяет следующие виды фольклора:

1) музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);

2) устное поэтическое творчество (сказки, легенды, были, загадки, пословицы, поговорки, драмы, скороговорки, приметы, игры и т.д.).

Произведения фольклора основаны на древнейших представлениях человека об окружающем мире, они отражают в себе опыт тысячелетий, являются одним из самых ценных источников познания его истории.

Фольклор является основой формирования у детей чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Произведения детского русского народного творчества (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, хороводные, плясовые, небылицы) выражают философские, этические воззрения народа, его нравственный потенциал, общечеловеческие идеи гуманизма.

Колыбельные песни имеют монотонно-успокаивающий ритм, они успокаивают и воспитывают, убаюкивают и ласкают. Мищенко Е. А. отмечает, что тексты колыбельных песен Белгородского края охватывают разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей; общиной; сферой труда и простого быта, дающих маленькому человеку первые знания об окружающем его мире.

Хорошо известную колыбельную «Баюшки, баю, не ложися на краю» на Белгородчине поют по разному и относительно мелодии и относительно текста. Однако основной идей этой колыбельной всегда является своеобразное поучение «о крае», который ощущается малышом как граница, переход которой грозит падением. Также в текстах колыбельных содержится своеобразная информация о существовании теплого дома, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира также разделены границей, которую нельзя переступать ребенку.

У наших далеких предков существовали «пестушки» - способы развития ребенка с помощью своеобразной игры, когда мама выполняла движения «за малыша», играя его ручками, ножками, сопровождая движения незатейливой песенкой. Проснувшегося малыша мама ласкала, поглаживала массажными движениями и нежно напевала: «Тяну холсты, потягиваю, в коробочку складываю». Это вызывало у ребенка положительные эмоции, стремление повторить движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Поэтому с помощью пестушек издавна развивали ребенка в игре, забавляли, успокаивали, отвлекали, используя нежные слова, эпитеты, сравнения.

Когда малыш подрастал, взрослые начинали использовать потешки - песенки-приговоры, сопровождающиеся игрой пальчиками, ручками, головкой, ножками, поэтому предполагающие самостоятельные игровые действия ребенка, соотнесенные с содержанием песенки-потешки. Например, потешка про Сороку-ворону обучала ребенка понятию количества (мало, много), расширяла представления о приготовлении пища, осуждении лени (кто не работал, тот наказан).

У детей среднего дошкольного возраста есть ряд психологических особенностей (особенности общения со сверстниками, взрослыми, особенности эмоциональной и познавательной сферы), делающих этот возраст сензитивным для восприятия фольклора и его использования в деятельности. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, фольклорные занятия с дошкольниками должны иметь игровой характер.

На пятом году жизни у детей начинает активно проявляться стремление к общению со сверстниками (поводом для которого чаще всего являются совместные игры и игрушки). Эта особенность позволяет широко использовать коллективные игры и хороводные, и подвижные, и забавы, способствующие развитию социального интеллекта. Поскольку в этом возрасте появляется повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников, начинает возникать конкуренция между детьми, педагог может предложить детям соревновательные игры, основой которых является желание состязательности и соперничества.

В ходе общения со взрослыми дети среднего дошкольного возраста воспринимают взрослых как авторитетный источник информации, проявляют интерес к познавательному общению со взрослыми. Поэтому дети с удовольствием слушают сказки, былины, отгадывают загадки. Нравственные уроки относительно принятых в обществе норм и ценностей, важности уважительного отношения к традициям общества, саморегуляции собственных действий, доброжелательного отношения к окружающим, безопасного поведения в быту, социуме, природе, вынесенные из фольклорных произведений, оставят в душе ребенка след. Поскольку дети среднего дошкольного возраста испытывают большую потребность в поощрении со стороны взрослого, педагог может активно использовать в общении с детьми пословицы, песенки- потешки, когда ребенка надо похвалить, заметить его усердие или просто эмоционально поддержать.

Чувства детей среднего дошкольного возраста становятся более глубокими, а значит можно предлагать детям деятельность, направленную на развитие эмоционального интеллекта (фольклорные праздники, игры- забавы, фольклорные песни). У детей начинают формироваться такие нравственные чувства как чуткость, доброта, чувство дружбы, сопереживания, именно эти чувства позволяют детям эмоционально включаться в игры с пением и танцами (хороводные), проникнуться содержанием календарного фольклора, понять важность и значение деятельности, о которой в нем говорится.

Важной особенностью познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста является развитие способности высказывать свое мнение, делать умозаключения. На эту особенность следует опираться при анализе содержания фольклорных произведений с точки зрения нравственности, социальной приемлемости событий. Дети этого возраста с легкостью запоминают стихи, сказки. Поэтому педагог может предлагать детям разучивать считалки, песни, пословицы, правила фольклорных игр, активно использовать интеллектуальные фольклорные игры.

Таким образом, фольклор знакомят нас с высочайшими нравственными ориентирами в жизни, заложенными в колыбельных, потешках, пестушках, прибаутках, сказках, закличках, считалках, дразнилках, играх и т. д. Фольклор имеет воспитательное значение, предоставляя простейшую схему картины мира, обучая правилам поведения в обществе на примере образов людей, животных. Особенности общения, эмоциональной и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста позволяют использовать для этого фольклор.

Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр что делает?

Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Использование фольклора в целях речевого развития детей дошкольного возраста: Из опыта работы. - Томск: ТОИПКРО, 2012. - 32С.

В пособии представлен опыт работы Черченко Татьяны Ивановны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида № 50 г. Томска, по использованию фольклора в целях речевого развития детей дошкольного возраста.

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка,фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт на-рода, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреп-ленный в произведениях народного искусства. Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»). Развивая идеи К.Д. Ушинского, видный педагог В.Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества.

Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.C. Выготского можно рассматривать как систему, что доказано диссертационным исследованием Н.Н. Палагиной. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С. Лихачев так говорит об этом: «Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Поэтому, работая с детьми на протяжении нескольких лет, я решила обобщить опыт работы, целью которого явилось развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.

Приоритетное направление в работе: «Развитие речевых способностей детей по средствам фольклора».

Изучая литературу по теме, мною были выявлены формы и методы педагогического руководства, определена роль сказок, дидактическим игр, хороводных, подвижных, речевых игр.

По данному направлению обобщен опыт работы, разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста. Разработаны схемы размышления над сказками, принципы работы со сказкой.

Цель: Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к фольклору, умение его слушать и понимать.

Задачи:

1. Сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства.

2.Создать благоприятные условия для усвоения детьми фольклорных произведений.

3.Привлечь детей к рассматриванию книг с картинками, рассказыванию коротких сказок, чтению потешек, стихов.

4.Учить рассказывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки.

5.Способствовать формированию умения использовать доступные детям произведения устного народного творчества в их собственной речи.

6. Развить доброжелательное отношение детей к близким людям, любовь к родителям, симпатию к сверстникам, уважение и заботу к старшему поколению.

В своей работе использую программу «Детстве», разработанную коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Представленное содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработано на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Исходя из принципов гармоничности образования, для органического вхождения ребенка в современный мир, мы предусматриваем широкое взаимодействие дошкольника с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Поэтому особое место в работе уделяется естественным, для ребенка - дошкольника видам деятельности: игре, общению со взрослыми и сверстниками, экспериментированию, предметной, изобразительной, художественно-театральной деятельности. Развивающая среда создана в группе с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

В своей работе использую преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек.

Для этой работы в группе созданы фольклорный уголок, книжный уголок ряженья, театрально-музыкальный, изобразительный.

Подбор дидактических материалов, картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. Изготовлен конусный театр, ложковой, пальчиковый, настольный (многие, из которых сделаны и приобретены совместно с родителями). Совместно с родителями собрали фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, ухват, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, берестяные туески, вышитый салфетки, и др.).

Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками.

Стараемся наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Дети с удовольствием занимаются в кружках организованных на базе группы: «Речецветик» (руководитель Черченко Т.И.) и «Головастик» (руководитель Солонина И.Е.). Целью кружка «Речецветик» является обогатить представление об окружающих расширить и активизировать словарь детей. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (их признаки, действия месторасположение в пространстве). Выбирать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Развивать ловкость, быстроту, гибкость, улучшать внимание, память.

Ребята активно принимают участие в постановках спектаклях ко Дню Театра, которые проводятся в нашем детском саду один раз в квартал: «Упрямый козел», «Заячья избушка», «Заяц в огороде», «Мороз Иванович» и др.

Педагогический процесс, включает также организованное обучение. При поведении занятий я использую игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется).

Проводим валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционирование организма и проявлении заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способы оказания элементарной помощи.

Для этой работы подобран специальный наглядный материал. В группе имеется спортивный уголок, в котором представлено нетрадиционное спортивное оборудование, изготовленное нами с привлечением, помощи родителей, постоянно пополняем картотеку подвижных игр, комплексов утренней гимнастики, упражнения: для развития дыхания, зрительно - моторной координации.

Глубокое жизненное содержание малых фольклорных произведений имеет яркую, подлинно художественную форму выражения, что не просто создает положительный эмоциональный фон, а доставляет эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в сознании детей, и которое они желают получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного народного творчества.

ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА

В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Выступление на педсовете

Россия - родина для многих. Но для этого чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. И нечто так не способствует формированию развития личности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения ценностной культуры - вот единственный путь к творческим свершениям».

Через устное народное творчество ребенок только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Традиции народа концентрирует в себе весь опыт человечества, несут в себе все формы общественного сознания, включают в себя огромное количество информации, устанавливают преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство «универсальным» средством усвоения социальных ценностей. Поэтому мы обратились к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Устное народное творчество, включает в себя большое количество жанров: сказки, потешки, загадки, колыбельные все это неоценимое богатство каждого народа громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей народа. Его значение определяется, прежде всего, тем, какая в него заложена память.

Народные песенки, потешки, стихи способствуют эстетическому развитию ребенку. Особые интонации, ритмичность, которая создается за счет использования в этих произведениях простых рифм, звукосочетаний, наигрышей и сочетаний слов, напевность отдельных двустиший или четверостиший позволяют ребенку в начале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста обуславливается, их высокой интонационной выразительностью. Поскольку именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.

Активизирующее воздействие на ребенка не только раннего возраста, но и дошкольного оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например: «чики-чики-чикалочки» или «ладушки - ладушки» простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Таким образом, влияние народных сказок, потешек, частушек на формирование личности ребенка неоспоримо.

Данная работа показала необходимость использования устного народного творчества в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

В практической работе, знакомя детей с устным народным творчеством, я отметила интерес к персонажам (сказок, которые приходили к нам на разные занятия: «Колобок», «Курочка ряба» (младший возраст), «Чиполино», «Царевна лягушка» (старший возраст) и др. Это способствовало возникновению моего интереса к данной теме.

Работуначала с детьми старшего возраста. Почерпнув сведения из самых разных источников мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, люлька, сундук и др.) совместно с родителями. Однако задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в самобытный мир путем его действительного познания. Таким образом, разместились на полках - чугунный утюг, лапти, корзинки, подсвечники; в полке-разиньке - домашняя утварь (кувшины, горшки, чугунок, самовар); у печки - ухват, веник - голик; на полках - предметы прикладного искусства. Одним из отступлений от традиционного убранства русской избы было размещение на одной из навесных полок разнообразных произведений - предметов прикладного искусства (берестяные туески, солонки, деревянные игрушки, расписные деревянные ложки, вязанные и вышитые салфетки и др.). После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не менее сложная проблема - методическая организация работы. Вначале мы решили, что будем проводить занятие один раз в неделю, читать сказки, знакомить с убранством «избы», старинными предметами обихода. Однако оказалось, что дети недостаточно хорошо знали их названия и назначение. Помимо этого явно требовалась особая методическая проработка таких знаний. В начале для обыгрывания колыбельных песен поместили в «избы» люльку с куклой - младенцем. Затем пробовали ввести игровые персонажи. Использовались игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, мышка). Ознакомление детей с фольклором мы проводили во время занятий, использовали как часть какого-либо занятия или в форме досугов и развлечений. Мною были разработаны сценарии фольклорных развлечений, в которых активными участниками были дети с разными творческими способностями, а остальные дети, которые не являлись участниками постановок в играх, пели песни, отгадывали загадки. В своей практике для успешного усвоения сказок мы устраивали посиделки при свечах, наблюдали, как завораживает детей мерцающий огонь. Этим самым побуждали их самих рассказывать сказки, узнавать у бабушек, дедушек новые сказочные истории. Принимали участие в днях театра, показывали сказки: «Рукавичка» - драматизация, «Колобок» - ложковый театр, «Снегурочка и лиса» - конусный и др.

Особое внимание мы уделяли расширению активного словаря детей за счет того, что внешние похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, полати, скамейка, рукомойник и др.). Так, постепенно была осознана необходимость «одушевления избы», то есть ввести образ хозяйки. Решили, что хозяйка должна проводить занятия с детьми в традиционной одежде русских крестьянок, т.е. сарафан, сорочка, фартук, кокошник, лапти. А в праздники поверх кокошника надевался нарядный платок с кистями. Хозяйка привлекла детей к повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне, наматывание клубков, изготовление украшений и др.)

Практический опыт показал, как сложно донести до детей даже короткие фольклорные произведения, ведь в поговорках, загадках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и далее лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого нужны специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству могло сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предмет

Набрав группу с детьми младшего дошкольного возраста, я выбрала тему своего приоритетного направления: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм». Основным документом, на который опиралась при составлении перспективного плана деятельности, является программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева.

Опыт работы показал, что для полноценного развития речи младшего возраста через использование малых фольклорных форм необходимо создать специальные условия употребления во всех режимных моментах использование потешек, прибауток, загадок, сказок и в повседневной жизни, как в детском саду, так и дома.

Результаты диагностики показали,что значительно увеличился процент детей находящихся на высоком уровне речевого развития.

Оценка уровня речевого развития проводилась мною по разработанной диагностической карте в соответствии с требованием программы «Детство».

В своих наблюдениях я ориентировалась на критерии оценки уровня развития речи детей:

Высокий: Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать книгу, участвовать в игре. Сам просит взрослых прочесть стихи, сказку. Легко включается в восприятие. Внимательно слушает, отвечает на вопросы по содержанию произведения, выполняет соответственно тексту игровые действия. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на иллюстрации эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному, смеется, радуется, плачет, активно участвует в разыгрывание песенок, потешек, в хороводных играх.

Средний: Ребенок откликается на предложение послушать чтение или рассказывание, но еще не достаточно сосредоточен при восприятии произведения. Запоминает отдельные строчки и слова стихов песенок, охотно повторяет их, когда взрослый произносит текст. Отклик на прослушанное выражен не ярко.

Низкий: Ребенок иногда отказывается слушать сказку, книгу. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения. Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия книги, участия в играх с текстовым сопровождением.

Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка, ни любая творческая деятельность взрослого.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических сил. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка). С ней ребенок встречается, начиная с раннего детства, слушая сказки, рассказанные мамой и бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Сказка является средством воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание - и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.). Например: «встань передо мной, как лист перед травой»; «травяной мешок» и т.д. дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию творчества самих дошкольников, но и в отношении нравственно-этических раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что сказка - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем и низостью.

Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно сказкотерапия - естественная форма общения и передача опыта, ограниченная система воспитания новых поколений.

Сказкотерапия - лечение сказками, при котором происходим совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости и позволит найти нужное решение.

Если ребенок с раннего возраста начнет сознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой научит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Сказкотерапия - это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности, возможность поверить в свои силы.

Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, где может материализоваться мечта, а главное, с ней появляется чувство защищенности.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня выделяют несколько этапов в развитии сказкотерапии.

Первый этап сказкотерапии - собирание и исследование сказок и мифов.

Второй этап исследование мифов и сказок глубинном психологическом аспекте. Процесс познания скрытого смысла сказок продолжается и поныне.

Третий этап - психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии, как воспитательной системы, предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

Принципы работы над сказками:

1.Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно - следственных связей в развитии сюжета, понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2.Множественность (понимание того, что одно и тоже событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Задача воспитателя - показать одну и ту же сказочную ситуацию с разных сторон.

3.Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Задача воспитателя кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях. Схема размышления над сказками (рассказами) и их обсуждение:

>Основная тема - понимание идей сказки. Через основную тему передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими людьми.

>Вопросы к детям: О чем эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни?

>Линия героев сказки. Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев.

❖ Вопросы к детям:

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем это ему нужно? Чего он хотел на самом деле?

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем, мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

❖ Вопросы к детям:

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?

Линии героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

Обсуждение поступков героя относительно окружающих - что они им приносят? Меняется ли они в разных ситуациях.

Актуализированные чувства.

Важно знать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему?

Следует обсудить чувства слушателей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.

Образы и символы в сказках.

Осознание образа героя: какое внутренне содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет (своего рода рационализация метафорического образа).

Для детей разного возраста существую разные типы вопросов. Начиная с четвертого года жизни в речь ребенка естественным образом входят вопросы: «почему?» и «зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания действительности. Вопросы к анализу текста должны, прежде всего, быть доступными для детей, а все слова точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые» вопросы, т.е. предполагающий развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главное. Важно, чтобы вопросов не было слишком много, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка). Загадки у разных народов называются по-разному. Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок. Загадкой называется «мудрый вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмического организованного описания какого-либо предмета или явления».

Признаки загадки:

1.По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать.

2.Описание нередко оформлено в виде вопроса.

3.Как правило, это описание лаконично.

4.Загадке часто присущ ритм.

Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. В глубине древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание. У многих народов проводились «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно совершавшийся осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали загадки младшим, группируя их тематически:очеловеке,одежде,явлениях природы.

Тематический подбор облегчал их отгадывание.

Особенности отбора загадок.

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указывают реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными.

Длинная, гладкая, оранжевая, сладкая.

Зайчики едят, и нам велят. (Морковка).

Дети среднего возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения и образы, метафоры. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.

«Скатерть бела всю землю одела». Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом - отгадкой. Дети старшего дошкольного возраста могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок.

«Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит, без ран болит».

(ветер, туча, солнце, сердце) Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ. Широко используется загадки «расшифровки», которые строятся на постепенном исключении неверных сопоставлений.

«Черен, а не ворон, рогат, а не бык,

с крыльями, а не птица». (Жук)

Значительное воздействие на развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумыванием загадок. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений), способствуют формированию образности речи.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Колыбельная — песня, убаюкивающая ребенка. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка). Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себя могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька, солнышко и т.д. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. В колыбельных песнях используют образы хорошо знакомые детым, например: образ кота, причем называют его ласково, образ зайчика, медвежонка, мышонка.

Потешка - одна из самых удивительных форм детского фольклора. Известный русский фольклорист Е.А. Покровский говорил, что ребенок слышит потешки еще в колыбели, как только начинает различать свою маму. Потешка развлекает ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретных и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим не только раннего возраста, но и дошкольного, средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры. Поскольку в них находятся элементы крестьянского быта:

Рано, рано по утру Пастушок «ту-ру-ру-ру».

А коровка в лад ему Затянула «му-му-му!» и т.п.

Список литературы

1.Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. - М., 1988 г.

2.Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства.- М., 1971.

3.Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10-20 вв. - 1974 г.

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1990 г.

5.Гусев В. Е. Эстетика фольклора. - Д., 1957 г.

6.Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развитая традиции. М., 1983 г.

7.Основы народного и декоративно-прикладного искусства. УМК Вып. 1 «Дымковская игрушка», Вып. 2 «Гжельская керамика», Вып. 3 «Жостовские подносы». Научный редактор Т. Я. Шпикалова М.,1992.

8.Разина Т. М. Русское народное творчество. - М., 1970 г.

9.Усова Л. П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1961 г.

10.Шпикалова Т. Я. Актуальные проблемы разработки системы воспита¬ния и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России // В сб. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 1994 г.

11.Князева O. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры.

12.НиколаеваС. Р., Еремеева М. В. Использование народного календаря.

13.БотяковаО. А. Солнечный круг. Детский народный календарь.

БударинаТ. А. Знакомство детей с русским народным творчеством.


К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ...

Кружковая работа

Чтобы воспитать патриотическую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.

С этой целью в нашей группе идет работа по ознакомлению детей с жизнью, бытом русских людей, приобщением их к истокам русской народной культуры, побуждением чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущего своего отечества, его истории.

А как донести до понимания детей горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой «Детство» решалось формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.

Исходя из этого, я разработала свой план по ознакомлению детей с устным народным творчеством. Основными приоритетами были выбраны следующее: Широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, игры И.Т.Д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, заклинками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Например: Своей дочурке или сыночку в пол голоса:

Баю-баю-баюшок!

Ложись, маша, на бочок,

На пуховую кровать

Будет, маша крепко спать.

Баю-баю-баюшок!

В огороде — петушок,

Петя громко поет

Маше спать не дает.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Например: «Долог день, до вечера, коли делать нечего!» или «Умелые руки не знают скуки!», «не хвали себя сам, жди, когда другие похвалят!», «Мал золотник, да дорог».

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. «Умелые руки не знают скуки!», «Труд человека кормит, а лень портит», «не учи безделью, а учи рукоделью», «Дело мастера боится!» и др.

1.Окружающие предметы тоже побуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. Это им помогает легко ориентироваться в забытых вещах. Для этого мы пополняем наши предметы в нашей русской избе, родителями были изготовлены колодец, тряпичная кукла в русском народном сарафане в лаптях «Варварушка». Набор, изготовленный умельцами из дерева вышитые салфетки, все это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимаютнародные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.

Отмечая в своей группе русские праздники «Рождество», «Масленицу» мы использовали материалы грамм-записи, которые в доходчивой форме в музыкальном сопровождении помогли нам ознакомиться с колядками, с добрым, приветливым гостеприимством в шуточной форме:

Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

С приходом Масленицы с детьми была разучена закличка солнышку:

Солнышко, солнышко,

Красное солнышко,

Выди скорей,

Деток обогрей,

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут Тебя в гости ждут!!!

Также работаем над правильным и быстрым произношением скороговорок:

«На дворе трава — на траве дрова»

«Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека цап»

«Добры бобры - идут в боры»

Мы не стараемся разучивать очень много материала, а стараемся закрепить изученный, чтоб дети могли его использовать в своей речи, в жизни, игре.

И для всех возрастов любимый жанр детей - сказка - сопровождает их на протяжении всего периода детства. Перед сказкой используем традиционную присказку.

Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки,

На море-океане, на острове буяне

Там березонька стоит,

На ней люлечка висит.

В люльке зайка крепко спит

Как у зайки моего

Одеяльце шелково

Перинушка пухова

Подушечка в головах

Рядом бабушка сидит,

Зайке сказки говорит,

Сказки старинные,

Не короткие, не длинные:

Про кошку,

Про ложку,

Про лису и про быка,

Про кривого петуха...

Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей...

Из поколения в поколение старшие устраивали специальные вечера загадок.

Загадки эти шли не в разброс, а в определенном порядке - сначала загадки о человеке, потом о доме и вещах которые в нем находятся, затем о дворе, огороде, саде, пасеке, полях, лесах и в самом конце - о явлениях природы.

Мы не стараемся запутать детей, а наоборот, строгим порядком вопросов как бы помогаем им.

Загадки:

«Две ходули, два махала

Два смотрила, одно кивало» (человек)

«Горшок умен,

Семь дырочек в нем» (голова)

«Не часы, а тикает» (сердце)

А чтобы все дети участвовали в загадывании загадок проводим игру с бубном:

«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам, у кого веселый бубен, тот загадку скажет нам».

Традиционные народные игры дают детям массу навыков и умений, побуждает к продуктивному сотрудничеству детей и взрослых, закаляет не только тело, но и душу, благотворно сказывается на психоэмоциональной сфере ребенка. Она как палочка - выручалочка защищает еще некрепкую детскую психику от напора ежедневных переживаний.

Дети с удовольствием играют в народные игры: «Жмурки», «Баба яга», «Два мороза», «Водяной», «Плетень», «Да и нет не говори, черный с белым не носить» и др. Есть игры, в которых играющие делятся на команды или нужны ведущие, чтобы не возникало споров, используем считалки:

«Как у нас на сеновале,

Две лягушки ночевали,

Утром встали, щей поели

И тебе водить велели»

Любят дети нашей группы и русские праздники, которые помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Гуманностью, жизнеутверждающей силой, яркостью образов отвлекают детей от грустных мыслей, создают эмоционально благоприятную обстановку.

Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывает смех задорная пляска, частушка, шутка.

Появляется уверенность, в своих силах, ощущение радости. Русские народные обычаи, традиции народных праздников, пришедшие из глубины веков, возрождаются, начинают жить заново.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Творческая гостиная

Тема, над которой я работала: «Развитие речевых способностей у детей по средствам фольклора».

Я считаю, что педагог детского сада, стремящейся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ним, будь это утренний прием, завтрак, прогулка, строит так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы в окружающем мире, людях и самом себе, он видел - хорошее и на этой основе строил свои отношения и взгляды. Такая привычная будничная работа, естественно обогащается русским фольклором.

В практической работе знакомя детей с устным народным творчеством, я отметила интерес к персонажам сказок, которые приходили на занятие («Колобок», «Репка», «Аленушка», «Царевна лягушка», «Буратино» и другие).

Введение фантастических элементов, небыличного материала: таракан дрова рубит, утки играют в дудки, способствуют развитию фантазии, способности взглянуть на вещи с другой стороны.

Это способствовало возникновению моего интереса к данной теме.

Работу, я начала с детьми старшего возраста.

Почерпнув сведения из разных источников, мы постарались воссоздать основные детали и обстановку Русской избы. Совместно с родителями были изготовлены полки - разиньки, забор, посуда папье-маше, угощение;собралась различная кухонная утварь (чугунок, ухват, подсвешник, утюг, берестенные туески, деревянные ложки, половик, кружки и многое другое).

После того, как убранство «избы» было завершено, перед нами встала сложная проблема. Сначала я решила, что в этой избе мы будем проводить один раз в неделю занятие: читать сказки, знакомиться с убранством. Однако оказалось, что дети не знают названия многих предметов, даже для чего они предназначены (люлька, веретено, прялка и др.). Требовалась особая проработка таких знаний.

Использовали игрушки наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок и т.д.).

Проводили с детьми фольклорные развлечения, вечера загадок, певческие посиделки при свечах: было интересно наблюдать, как завораживал детей этот мерцающий огонек. Но затем дети раскрепощались и постепенно даже сами придумывали сказки. Ознакомление детей с фольклором мы проводим во время занятий и как часть какого-либо занятия.

Практический опыт показал, что сложно донести до детей даже короткие фольклорные произведения, ведь в них часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Для этого нужна специально наглядная демонстрация средства.

Набрав группу с детьми младшего дошкольного возраста, я выбрала тему своего приоритетного направления «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм».

В своей работе, использую преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором: читаем сказки, загадываем загадки, поем песни, разучиваем потешки, считалки.

Для этого в группе созданы фольклорный уголок, книжный уголок, уголок-ряженья, театрально-музыкальный, изобразительный.

Подобран дидактический материал:

1.Картотеки потешек, хороводов.

2.Народных песен, загадок.

3.Наглядный материал для активизации речевого общения детей.

4.Изготовлен конусный театр, пальчиковый, настольный (многое сделано и приобретено с помощью родителей).

5.Совместно с родителями пополнили фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, ухват, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, берестенные туески, глиняный горшок и многие другие).

6.Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, загадками.

7.Музыкальный уголок, в нем есть все необходимые инструменты (гармонь, бубны, колокольчики, маракасы, свистульки, дудки...). Не могу найти гусли!

8.Изготовили костюмы в русско-народном стиле.

Стараемся наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, задействовать каждого ребенка.

Но так как наши дети еще не все умеют хорошо говорить, мы им предлагаем участвовать в такой деятельности, например: игре на музыкальных инструментах или в играх без слов.

В нашей группе уже второй год ведется кружковая работа. Кружок «Речецветик» - целью моего кружка, является обогатить представление об окружающем мире, расширить и активизировать словарь детей. Учимся отчетливо произносить слова, правильно выбирать темп речи, интонацию и выразительность. Развивать ловкость, быстроту, улучшать память, внимание (I часть - теоретическая, т.е. артикуляционная гимнастика, II часть - проводится народная игра). Опыт работы показал, что для полноценного развития речи детей младшего возраста через использование малых фольклорных форм необходимо создать специальные условия, употребление во всех режимных моментах использование потешек, прибауток, загадок в повседневной жизни, как в детском саду, так и дома.

Я проводила анкетирование среди родителей. Родители заполняли анкеты «Использование художественной литературы в семье. Книга в семье»

В родительском уголке большим интересом пользуется «Народный календарь», где помещается материал по сезонный, приметы, стихи для заучивания.

Таким образом, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагогическая мастерская

Мини-спектакль «Сказка сказывается, а дело делается»

В некотором царстве в детском государстве, живет, поживает Татьяна свет Ивановна. Жили-жили, не тужили и до аттестации дожили. И настало в царстве время подвести итог труда. Тему выбрала не зря: «Использование фольклора в целях речевого развития детей дошкольного возраста».

Ачто тут получилось, вы оценивать должны и решения при¬нять какой разряд Татьяне дать. Спозаранку всех встречаю о здоровье поспрашаю, узнаю, здоровы ль все?

Здравствуйте ребятишки!

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший,

Сашенька - пригожий.

(показываю картинку с ребятишками).

В государстве лад царит, детки все мне помогают, потому что обожают, и играем и поём, в общем, весело живём.

(включаем грамзапись русской народной песни «Калинка») В игры разные играем, настроение поднимаем.

Любим в пальчики играть надевать и называть.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

(использую пальчиковый театр).

Время завтрака пришло,

Села Катенька за стол,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

А на полдник мы вот так приглашаем всех ребят.

Взяли чашку с молочком,

Раз глоток, два глоток, а потом ещё чуток,

Выпьешь чашку молока, дорастёшь до потолка.

Прибежал из леса ёжик, перелез через порожек,

Хочет ёжик молочка, хоть на кончик язычка.

Заглянул бычок в окошко мне бы тоже хоть немножко, мне бы хоть немножечко молока Буре ночки.

Раз глоток, два глоток, а потом ещё чуток, выпьешь чашку молока, дорастёшь до потолка,

(стихотворение сопровождаю показом дидактической кружки).

По такому принципу проводим все режимные моменты.

Проводим мы с детьми фольклорные развлечения, вечера загадок, певческие посиделки при свечах, (зажигаем свечу устанавливаем на ширме). Было интересно наблюдать, как завораживал детей этот мерцающий огонёк. Но постепенно дети раскрепощались, а потом даже сами придумывали сказки. Ознакомление детей с фольклором мы проводили как во время занятия или как часть какого-либо занятия. Но не когда не заставляю повторять потешку хором. А для успешного запоминания использую игрушки, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях.

Показываю игрушки: Котик - Коток, Петя - Петушок, Курочка - Хохлатка, Сорока - Белобока.

Например: Предлагаю кому-то из детей стать Кисонькой - Мурысонькой надеваем маску, и помогаем запомнить текст во время игры.

«Кисонька - Мурысонька, ты где была?

На мельнице Кисонька - Мурысонька,

Что ты там делала?

Муку молола Кисонька - Мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички Кисонька - Мурысонька,

С кем прянички ела? Одна!

Не ешь одна, не ешь одна»

Я считаю, что педагог детского сада стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, будь это утренний приём, или завтрак, или другой режимный момент должен строить свою работу так, чтобы ребёнку было интересно.

В практической работе, знакомя детей с устным народным творчеством, я отметила интерес к персонажам сказок, которые приходили на занятия.

Колобок помогал закреплять на математике счёт, последовательность сказки. Сорока белобока на занятиях по развитию речи, помогала ребятам в правильном и чётком произношении звуков. Это и способствовало возникновению моего интереса к данной теме.

Совместно с родителями создали обстановку русской избы: полка - разинька, чугунок, самовар, ухват, утюг с углями, берестяные туески, веретено, деревянные ложки, и многое другое. После того, как убранство избы было завершено, конечно же, нужна была хозяйка. И вот я перед вами.

Набрав группу детей младшего возраста, мы в не навязчивой форме в основном в игре используем все слова, которые постепенно уходят из нашего словарного запаса. Дети знают, для чего нужен половик, веретено, рукомойник, чугунок и другие предметы народного быта. Играем в народные игры, которые дети очень любят, поём песни, устраиваем посиделки. Вместе с родителями собрали фото альбом «моя семья», в котором есть самые близкие люди наших ребятишек, бабушки и дедушки, мамы и папы. И колыбельные, которые укладывают их спать. Собраны картотеки народных игр, пальчиковых игр, и многий другой материал, который вы видите на столах. Обратилась с просьбой к родителям по приобретению русских народных костюмов, и они все постарались, вот перед вами костюмы для детей сшитые родителями. В начале работы проводила анкетирование, где выясняла, нравиться ли родителям, что я в своей работе использую фольклор, в результате получила только положи-тельные ответы. В государстве лад царит, всё об этом говорит, дети все мне помогают, потому что точно знают, что детей Татьяна любит, детский сад ей дом родной, и что двадцать лед подряд, ходит Таня в детский сад.

Татьяна Полищук
Практический семинар «Детский игровой фольклор» для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста

Здравствуйте, сегодня я вам расскажу и покажу, как использовать русский народный фольклор в повседневной жизни малыша.

Малый фольклорный жанр – миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая её образной, красочной; привлекают внимание детей , оживляют обычные повседневные дела. Песенки-потешки привносят радость, вызывают желания малыша повторить слова за взрослым, выполнить задание, поучаствовать в игре. Под текст потешек дети с удовольствием засыпают, умываются, обедают, занимаются обычными делами. Жизнь малыша становится ярче и интереснее. У ребёнка при этом развивается память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию, ловкостью мелкую моторику.

Детский фольклор используется в разных видах деятельности :

В обогащении словаря, обучении связной речи и правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в наблюдениях за явлениями природы, животными; - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.

Фольклор имеет несколько видов, у каждого из вас имеется памятка (приложение 1, поподробнее поговорим о нескольких из них.

Обыгрывание пестушек с куклой «малыш» :

Вот представьте себе : ребёнок спокойно просыпается, подходит мама, обнимает, целует, поглаживает, приговаривает :

Потягушечки, позевунешки,

Вдоль да поперёк толстушечки!

Ручки – хватушечки, (погладить ручки ребёнка)

Ножки – ходушечки, (погладить ножки)

В роток – говорок, (прикоснуться к щекам и уголкам рта)

А в голову – разумок! (провести рукой по голове) .

И настроение подняли, и лёгкий массаж сделали. А потом гимнастику.

Ножки – ходушки, (взрослый приговаривает,

Ручки – работушки, сгибая, разгибая,

Роток говорок, скрещивая поочерёдно

Зубок – топорок ручки и ножки ребёнка)

А потом малыш с вами идёт умываться. И снова сюрприз :

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расскажите ребёнку пестушку. Проговорите ещё раз, показывая на себе умывание. Покажите, где у вас глазки, ротик, щёчки, Спросите у малыша, где у него личико, глазки, ротик, щёчки, зубки. Можно поиграть с ребёнком, умывая куклу. Стимулируйте малыша говорить слова вместе с вами. Эти нехитрые игры помогут в приобретении гигиенических навыков, знакомстве с частями тела.

Эти маленькие произведения пришли к нам от далёких предков. Ведь, казалось, и дел у них было не меньше, и читать – писать не умели, а про то, как воспитывать детей , всё знали. Название пестушки происходит от древнерусского глагола – пестовать, т. е. заботиться. Первоначально они имели значение формул – оберегов. Так, купая ребёнка, мать приговаривала :

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода-

С тебя худоба.

Вода книзу.

А дитя кверху.

Позднее эти формулы потеряли свой серьёзный смысл и превратились в простое пожелание. Пестушки помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

Ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит :

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для тебя потешке.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервни-чают. Такие шутливые пестушки помогут им успокоиться и спокойно покушать :

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.

Лечь спать :

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

Знали наши предки и про тесную связь мелкой моторики и развития речи малыша. Чем лучше развиты пальчики, тем раньше ребёнок начнёт говорить, тем лучше будет развита его речь. Вот тут в жизни ребёнка пестушки сменяются потешками – песенками, сопровождающими игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. В таких играх выполняем различные движения :

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики» .

Вместе с движениями произносим слова :

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этой же цели служит известная потешка про сороку. Простая потешка, да не совсем. Во-первых, массаж пальчиков сделали; во-вторых, последовательность приготовления пищи объяснили (каша не просто в тарелку попадает, её ещё сварить надо) ; в-третьих, донесли до ребёнка правило : кто не работает, тот не ест.

В первые годы жизни детям поют и песенки более сложного содержания. Эти песенки не связаны с какой-либо игрой , но прекрасно развивают у ребёнка чувство ритма. Эти песенки называются прибаутками. В названии скрывается древнерусский глагол «баять» -говорить, рассказывать. Прибаутки напоминают маленькие сказки в стихах. При этом в них необязательно должна быть рифма, достаточно ритмической организации.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Эта прибаутка может быть рассказана по любому поводу : видит ли ребёнок кота, важно шагающего по улице, или рассматриваете игрушку или рисунок, или раскрашиваете с малышом кота. В любом случае ваш ребёнок будет относиться к коту совсем по другому. Если малыш уже разговаривает, спросите, о ком говорится в прибаутке, попросите описать котика, используя слова. Спросите, как кошка мурлычет, а как мяукает. Обращайте интонационную выразительность «мур-мур-мур» - тон пониже, «мяу-мяу-мяу» - тон повыше. Поиграйте с малышом в котика. Пусть он походит как кот, покажет, какая у него шубка, усы, глаза, зубки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику руку детей , нужно учить малышей на материале фольклора с помощью игры разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса , и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании обыгрывается потешка :

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Ребёнок бежит, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживается.

А эта потешка поможет приучить ребёнка убирать игрушки на место :

Это Оленьке известно :

Что взяла – клади на место,

Что – в коробку, что – на полку,

Убираем очень ловко.

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь пойдём гулять.

Приучать малыша убирать игрушки можно с года. Но нужно знать, что следует это делать постепенно и в игре. Первое время вы делаете это вместе и приговариваете : «Бедная кукла. Она лежит на полу. Кукле холодно. Давай уложим её в кроватку. Вот какая Катя хорошая мама!» Расскажите потешку, когда нужно собрать игрушки и идти на прогулку. Покажите, как можно быстро всё убрать, досчитав до пяти. Вы сохраните хорошее настроение себе и малышу. Не забудьте похвалить его.

Заклички и приговорки.

Во время прогулки наблюдайте всё, что видите вокруг, и обращайте на это внимание малыша; рассказывайте, задавайте вопросы, беседуйте. Вы приучите ребёнка быть внимательным, наблюдательным, пытливым, любознательным, воспитаете гуманное отношение ко всему живому.

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни на брёвнышко :

Дам тебе мёду

Целую колоду.

Дождик, дождик, пуще.

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Дома можно вместе нарисовать солнышко или дождик, приговаривая знакомую потешку.

Народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора , с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства . Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Уж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

А какие потешки, прибаутки больше любят ваши дети?

Родители делятся семейным опытом.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Я считаю, что народное поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Для вас подготовлены памятки «Значение фольклора » (приложение 2)

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, речевое, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Приложение 1

Виды фольклора :

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей .

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Колыбельные- песенки, которыми сопровождается укладывание ребёнка.

Приложение 2.

Значение фольклора

Развивает мелкую моторику;

Развивает у детей чувство ритма , выразительность движений, творческие способности;

Обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру;

Взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, благоприятно влияет на общение с ребенком в разные режимные моменты;

Развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, обогащаются знания о природе;

Воспитывает художественный вкус;

Формирует нравственные привычки;

Помогает увеличить запас слов ребенка, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи;

Формирует навыки самообслуживания и гигиены.

Играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: